Аудит пожарной безопасности

Независимый аудит пожарной безопасности (согласно ст. 144 Федерального закона № 123-ФЗ) выступает как альтернатива государственным проверкам и призван выдавать официальное заключение, соответствуют ли объекты требованиям пожарной безопасности.

Процесс аудита пожарной безопасности и оценки рисков

  • обследование объекта и анализ соблюдения на нем требований пожарной безопасности, исследование его состояния, выявление мест, в которых потенциально может возникнуть пожар;
  • тестирование всех дымовых датчиков и противопожарных систем;
  • оценка риска;
  • в случае выявления нарушений — разработка плана и сроков их ликвидации;
  • выдача заключения: вручаются результаты проверки, контролируется устранение выявленных ранее недочетов и нарушений, государственные органы информируются об обнаруженных нарушениях. При имеющихся нарушениях после их устранения производится повторная оценка.

Составляемое в трех экземплярах (для всех заинтересованных сторон) заключение действительно три года. В течение пяти рабочих дней оно отсылается в ГПН.

Независимая оценка рисков пожарной безопасности дает возможность:

  • получить объективную и полную информацию об уровне пожарной безопасности, поскольку аудиторская фирма заинтересована в качественной работе (т. к. может потерять аккредитацию);
  • избежать дополнительных проверок государственных органов (в течение всего срока действия заключения);
  • быть не связанным временем: аудитор оговаривает с владельцем объекта сроки проведения работ в зависимости от величины объекта и поставленных задач;
  • исключить коррупционную составляющую и «внезапное» изменение стоимости работ, так как проверка осуществляется на основе договора и с заранее оговоренной оплатой;
  • получить рекомендации по улучшению безопасности и внедрению автоматизированных технических систем. То есть аудитор — скорее не контролер, а помощник;
  • в случае выявления нарушений в оформлении документации, фирма, выполняющая аудит, не штрафует собственника, а помогает исправить недочеты.

Аудит пожарной безопасности выполняется организациями, аккредитованными в МЧС с соответствующим сертификатом. Они имеют специальные приборы, оборудование для исследований и помещения, обязаны поддерживать в актуальном состоянии базу нормативно-правовых актов, документов, правил проведения исследований. Эксперты, осуществляющие проверки, сдают в МЧС квалификационный экзамен. Остальные необходимые условия изложены в приказе МЧС номер 660 от 25.11.2009.

Собственник помещения, согласно законам, может выбирать — или рассчитывать пожарный риск, или соблюсти требования нормативных актов по пожарной безопасности. Например, если установлен низкий уровень риска, то некоторые несоответствия требованиям можно обосновать. Это касается отсутствия систем удаления дыма или автоматического пожаротушения, недостаток естественного освещения в подвалах и коридорах и т. д.

В независимую оценку пожарного риска также входит:

  • работа с документацией, характеризующей степень пожарной опасности объекта (генеральный план, технологический регламент, количество персонала, наличие и расположение противопожарных средств и т. д.);
  • оценка ущерба, который в случае возникновения чрезвычайной ситуации может быть нанесен чужому имуществу;
  • в случаях, предусмотренных нормативными актами — выполнение исследований и экспертиз. Профессионалы имеют для этого необходимое дорогостоящее оборудование, поскольку исследования предполагают, например, проверку предела огнестойкости конструкций;
  • проверки по соблюдению норм пожарной безопасности раз в полгода (фирма, выполнявшая аудит, проводит их вместо ГПН).

Стоимость аудита пожарного риска вычисляется для каждого объекта в индивидуальном порядке.